«Свобода совести»
и чрезмерность вероисповеданий

Какова в настоящее время религиозная ситуация в Мурманской области? С этим и другими вопросами мы обратились к консультанту отдела по связям с общественными и религиозными объединениями аппарата по обеспечению деятельности Губернатора и Правительства Мурманской области Дмитрию ШЕВЧУКУ.

- В последние годы изменения произошли существенные как в численном отношении, так и в конфессиональном многообразии, - поясняет Дмитрий Михайлович. - Если еще пять лет назад на территории области функционировало 137 религиозных объединений Русской Православной Церкви, ислама, баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, лютеран, иеговистов, то в настоящее время мы имеем дело с более чем двумя сотнями религиозных объединений 20 конфессий.

Конечно, не все религиозные организации равнозначны как в численном отношении, так и по своему положению в общественной жизни. Лидерство в сфере религиозной жизни удерживается за Русской Православной Церковью. В настоящее время на территории всех муниципальных образований Мурманской области зарегистрировано 56 православных приходов и один мужской монастырь. Всего же на территории области находится 67 православных храмов и часовен, в том числе подлинные жемчужины православной Руси: 4 деревянных храма XVII-XIX веков в селе Варзуга, один - в селе Ковда, и Борисоглебская церковь XIX века на пограничной с Норвегией реке Паз.

За пять последних лет выросли религиозные организации баптистов, иеговистов, пятидесятников и адвентистов седьмого дня. О себе заявили и религиозные течения, о которых жители области никогда ничего вразумительного не слышали, да и сегодня большинство граждан или ничего об их учениях не знают или имеют довольно смутное представление. Это - смородинцы, или христиане Веры Евангельской в духе апостолов, последователи Веры Бахаи, кришнаиты, приверженцы Международной церкви Христа, саентологи. Одни из них, такие, как, например, новоапостольские христиане и иеговисты, имеют своих приверженцев в десяти - двенадцати городах и поселках области. В то же время большинство из них ограничивает поле своей деятельности Мурманском или двумя-тремя городами области. Да и численный состав адептов большей части так называемых новых религиозных движений колеблется от 50 до нескольких сот человек. И многие из них основаны заморскими лидерами некоторых новых вероучений после их поездок в Мурманскую область в качестве туристов. Всех их объединяет лишь одно - заинтересованная поддержка со стороны духовных наставников из-за рубежа.

- Как бы Вы охарактеризовали самих верующих и каков, На Ваш взгляд, образ современного духовного наставника?

- Глубоко заблуждается тот, кто полагает, что верующие - это в основном люди преклонного возраста. Сегодня основной состав верующих многих религиозных организаций определяют люди в возрасте 20-40 лет. Уровень образования многих из них в пределах средней школы и техникума. Среди священников Русской Православной Церкви немало людей с высшим образованием, причем некоторые из них, по своей прежней мирской жизни, имеют высшее военное образование и в настоящее время учатся заочно в богословских вузах.

В последнее время заметным явлением среди ряда протестантских течений стало привлечение в их ряды молодых людей с высшим образованием, медицинских работников, психологов и учителей.

- А велико ли число самих верующих в области?

- Разные источники показывают различные цифры. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обозначил число верующих в России порядка 75% населения страны. Некоторые исследовательские центры называют цифру 47-51%. В нашей области социологические опросы по этому поводу не проводились, но из косвенных данных руководителей конфессий можно сказать, что число верующих у нас более 30%. Однако ясно - речь сегодня идет о сотнях тысяч верующих граждан.

- По всей видимости, можно говорить о сформировавшемся религиозном факторе, который, оказывает существенное воздействие на социально-культурную, а возможно, и на политическую жизнь области?

- Да, сегодня игнорировать религиозный фактор нельзя. Он проявляет себя во многих сферах социально-экономической, культурной и политической жизни. При этом следует учитывать, что проявления религиозного фактора, как показывает история, могут быть как позитивны, так и негативны.

Давайте взглянем на эту проблему с экономической стороны. Многие религиозные организации уже сегодня могут рассматриваться как собственники финансовых и материальных средств. Пятьдесят шесть приходов Мурманской и Мончегорской епархии имеют в своем владении не только храмовые здания, но и жилые дома, хозяйственные постройки, пекарни, легковой автотранспорт. Целый ряд нетрадиционных религий уже приобрел на свои средства автотранспорт, печатную технику, аудио-видеоаппаратуру, построил или ведет строительство молитвенных зданий. Общеизвестно, что протестантские христианские организации на Западе сыграли важнейшую роль в развитии рыночной экономики. Некоторые политики поэтому религиозному фактору придают большое значение.

Немало делается религиозными организациями в социально-культурной сфере. Так, ежегодно руководство Новоапостольской церкви, находящееся в Германии (Северный Рейн-Вестфалия), передает по 100 тысяч рублей на организацию медицинской помощи мурманским детям. Протестантскими церквями организуются центры помощи малоимущим слоям населения области. Для них организуется бесплатное питание, оказывается помощь в одежде, обуви, постельном белье. Религиозные организации накопили некоторый опыт работы с наркоманами, по ликвидации детской беспризорности. К примеру, наместником Трифонов Печенгского мужского монастыря игуменом Аристархом уже третий год в летнее время на скудные монастырские средства организуются духовно-патриотические лагеря при обители. Церковью евангельских христиан "Голгофа" руководству областного центра предложен проект мобильного центра по профилактике безнадзорности и наркозависимости.

Проводится большая воспитательная работа в исправительных колониях и следственных изоляторах. Священнослужители Мурманской и Мончегорской епархии по благословению епископа Симона несут послушание в духовном окормлении воинских частей и подразделений и всех учреждений исполнения наказания. Немалый опыт работы с осужденными и заключенными под стражу накопили адвентисты седьмого дня, христиане веры евангельской.

Религиозные организации проявляют большую активность и в сотрудничестве с органами образования. Сегодня во внеурочное время и в воскресные дни в области функционирует воскресные школы при многих православных храмах и домах молитвы других конфессий, в которых дети и взрослые познают основы тех или иных вероучений. Интерес представляет епархиальный проект образования теологического отделения при Мурманском государственном техническом университете (МГТУ).

Все активнее развивается сотрудничество учреждений культуры с религиозными организациями. Организация выставок, фестивалей народного творчества, хоровое искусство, живопись, различные творческие встречи и конференции - все это входит в повседневную жизнь религиозных объединений области в их тесном взаимодействии с творческими коллективами светских организаций. А возьмите, к примеру, работу национально-культурных образований области. Сегодня их деятельность порой так тесно связана с религиозной жизнью, что бывает трудно провести грань между национальным и религиозным.

- Свидетельства повышения роли религиозного фактора в социально-культурной и общественной жизни впечатляют. Но повседневная практика религиозной деятельности преподносит обществу и немало негатива. И в нашей области, и в России пролито немало родительских слез из-за деятельности таких организаций, как Белое Братство, Богородичный центр, "АУМ Синрике", Церковь Объединения (муновцы). Общественность с тревогой и озабоченностью говорит о духовной агрессии, о религиозном экстремизме. Что это - сознательный вымысел, игра политиков или реальность?

- В нашей области названных Вами религиозных организаций в настоящее время нет, хотя, несколько лет назад представители "Белого Братства" пытались завладеть душами нашей молодежи и, зачастую, небезуспешно. Тем не менее, Вы затронули большую и серьезную проблему. К нам в отдел обращаются граждане, которые с болью в сердце приводят примеры семейных трагедий, когда дети покидают родительский дом и уходят в нетрадиционные религиозные образования, нередко порывают все связи с родными. Пользуясь несовершенством действующего законодательства, многие так называемые новые культы, среди которых немало деструктивных, сегодня беспрепятственно распространяют духовную отраву, нередко преследуя неблаговидные, сомнительные и даже экстремистские цели. Используя религиозную неграмотность населения, прежде всего молодежи, они применяют антигуманные методы, которые оказывают вредное влияние на психическое, физическое и нравственное здоровье человека, деформируют личность. И в этих условиях вполне уместно сегодня говорить о религиозной безопасности.

- А что, на Ваш взгляд, входит в понятие религиозной безопасности?

- Под религиозной безопасностью следует понимать систему гарантий свободы совести и вероисповеданий, состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от религиозного экстремизма и духовной агрессии. Уже первый опыт деятельности религиозных организаций зарубежных конфессий и деноминаций на территории области показывает, что многие из них исключают саму возможность свободно выбирать и менять религиозные убеждения, индивидуально исповедовать свою религию, как это закреплено в Конституции Российской Федерации и в Законе "О свободе совести и о религиозных объединениях". Новые религиозные движения, как правило, формируют два варианта культовых доктрин: один вариант для использования внутри организации, другой - в рекламных целях. Это позволяет им широко применять психическое насилие к гражданам уже на первоначальной стадии их "духовного" самоопределения. Конкретно оно проявляется в таких формах, как назойливые приглашения на бесплатные курсы, выгодную работу или какое-нибудь тестирование, проведение индивидуальных бесед в общественном транспорте, бесцеремонные визиты на квартиру, настойчивые телефонные звонки, вовлечение любым способом людей в массовые религиозные шоу на стадионах, броская подача себя в качестве различных международных, студенческих и молодежных организаций, разнообразных центров здоровья или семьи. При этом в индивидуальное и общественное сознание настойчиво внедряется стереотип, что именно данная организация способна проникнуть в сферу интересов и забот человека, помочь ему решить все жизненные проблемы, избавить от тяжелых заболеваний и недугов, стать богатым и счастливым. Преднамеренное сокрытие подлинной правды при вербовке потенциальных приверженцев нового религиозного движения нарушает важнейшее конституционное право человека на получение достоверной информации о религиозном объединении, основах его вероучения, формах и методах деятельности. А без достоверной информации никто не может сделать свободный выбор, определиться в своих религиозных убеждениях. В религиозных организациях зарубежных конфессий и деноминаций нет прихожан в обычном значении этого слова. Они формируются как сплоченные коллективы с фиксированным членством, распределением ролей и жесткой иерархической системой соподчинения. Над поведением адептов, особенно вновь обращенных, устанавливается жесткий контроль. Каждому из них назначаются наставники, которые строго следят, чтобы не общались с иноверцами, не читали газеты, не слушали радио, не смотрели телепередачи, не знакомились с вероучениями других конфессий.

В беседах с наставником огульному очернению подвергаются традиционные вероисповедания, в первую очередь Православие. При попытке порвать с религиозной организацией человек подвергается давлению и преследованию со стороны своих "братьев и сестер", угрозе и шантажу, постепенно у адептов этих религий формируется замкнутость, крайняя нетерпимость к чужому мнению, и в то же время вырабатывается полная убежденность в правоте учения руководителя своей организации. В некоторых конфессиях религиозные ритуалы исполняются помногу часов, нередко несколько суток. Резко изменяются режим и нормы питания, ограничивается сон. В результате подавляется личность человека. Он становится как бы рабом проповедника. Подчас требуются годы интенсивного лечения, чтобы избавиться от тяжелых последствий поклонения таким "богам".

- Но новые деноминации могут завоевать свое пространство, лишь потеснив традиционные религии. Видимо, их первоочередной задачей является размывание сложившихся в стране религиозных традиций, расширение раскольнических тенденций в культурообразующих религиозных организациях, усиление межконфессиональной напряженности?

- Бесспорно, их деятельность преследует определенные, далеко не всегда в интересах России, цели. Активное участие иностранных миссионеров в соответствии с действующим законом не может рассматриваться как правовое нарушение. Тем не менее, чувствуя себя полноправными хозяевами, они нередко выходят за рамки толкования Священного Писания, последовательно навязывают аудитории свою интерпретацию процессов и событий в России и в области, а порой даже проводят опросы адептов своих вероучений по широкому спектру политических, экономических и социальных проблем. В итоге обостряется противостояние между традиционными конфессиями и религиями, привнесенными из-за рубежа. Однако не могут не настораживать и попытки репрессивными методами наводить порядок. Грубые гонения создают вокруг новых религиозных образований ореол мученичества. К сожалению, сектофобия стала весьма распространенным явлением. Она пустила глубокие корни в казачестве, в некоторых националистических движениях, в консервативных кругах интеллигенции.

- Однако те же "Белые Братья", родились на российской земле...

- Несовершенство российского законодательства позволяет сегодня любому гражданину без проверки его здравомыслия и психического состояния основать любую религию, объявить себя пророком или даже божественной личностью. Ничто в законодательном порядке не препятствовало бывшей комсомольской работнице, журналистке объявить себя Марией Дэви Христос и повести за собой тысячи сторонников. Действительность заставляет всерьез задуматься о необходимости обеспечения со стороны государства религиозной безопасности. Ведь уже сегодня имеются примеры, когда отдельные религиозные объединения приобретают в России крупное недвижимое имущество, скупают акции высокодоходных предприятий и даже проявляют повышенный интерес к оборонным предприятиям, внедряются в сферу бизнеса, финансов и средств массовой информации, лоббируют интересы зарубежных товаропроизводителей. Все заметнее тенденция переплетения религиозных и националистических моментов, втягивание верующих в межнациональные, межконфессиональные и внутриконфессиоиальные конфликты. Нельзя безразлично относиться и к тому, что религиозная идеология взята на вооружение многими общественно-политическими партиями и движениями. Они все чаще стали использовать религиозную тему в своих интересах, искать поддержку как у верующих, так и у авторитетных религиозных деятелей. Определенный интерес к религиозной тематике проявляют и некоторые коммерческие структуры. Все чаще встречаются факты, когда конфессиональные структуры скрывают свое лицо под вывеской различных общественных организаций. Сегодня и в России, и во многих странах мира негативную реакцию со стороны общественности и государственных структур вызвала деятельность религиозного движения под названием "Церковь сайентологии". Отличительной особенностью проникновения этой религии в Россию стало то, что она действует через различные структуры, которые афишируют себя как независимые от нее: Хаббард Колледж, Центр "Дианетика" (в Мурманске), Центр "Нарконон" и другие.

В Россию свободно проникают представители эзотерических религий, носящих мистический характер и представляющих угрозу здоровью человека. Среди них все больше становится "целителей" человеческих душ, пророков, магов, астрологов, колдунов, шаманов, экстрасенсов, теософов, гуру, разного рода "учителей", прорицателей, миссионеров и прочих "ангелов" духовного обмана.

Определенное внимание у мурманчан в декабре 2002 года вызвал приезд В. М. Бронникова - академика Международной академии информатизации, президента Международной академии развития человека, доктора философии. Широко себя не афишируя, он предложил свой "апробированный" метод "формирования альтернативного способа видения человека", который дает возможность, по его утверждению, видеть даже слепым. Но это не все. Академик Бронников в результате своих "уникальных" методик может превращать человека в биокомпьютер, а также научить его "информационному диагностированию тонкоматериальных причинных структур". Все эти и многие другие знания он собирается передавать посредством создания в Мурманске своего регионального центра, коих создано по всей России уже более 50. Причем, В. М. Бронников имеет большое желание поставить всю свою деятельность на православную основу, только вот Русская Православная Церковь с большой настороженностью относится к подобным пожеланиям, как было, к примеру, в Мурманске. Конечно, возможно во всем, в том числе и в подобном, отбросив всю эзотерическую шелуху, найти рациональное зерно. Но тут встает ряд вопросов. К примеру, почему такому известному мэтру науки и тонкоматериальной техники приходится самому ездить по городам и весям, доказывая чрезвычайную нужность своих методов и организовывая бесчисленные центры и филиалы? Почему до сих пор (а его деятельность длится уже более 5 лет) не дана соответствующая оценка государства и Русской Православной Церкви столь "необходимым" для общества знаниям и технологиям, не проведена официальная научно-практическая экспертиза их полезности и глубины с опубликованием в печатных и электронных СМИ?

В печати, радио и на телевидении много раз приводились факты широкого использования аппаратуры для управления психикой и интеллектом человека. На Западе людям уже давно известно о технологиях, влияющих на человеческий организм почти незаметно. Человеку кажется, что он делает сам, по собственному побуждению. А оказывается, его ведут словно бычка на веревочке. Методов невидимого и неслышимого воздействия на мозг имеется немало. Каждому медику, связанному с фитотерапией, известно воздействие различных трав, йода, солей на психическое состояние человека. Определенное воздействие на подсознание людей оказывает цветовая гамма. И сегодня целый ряд религий используют эту технологию в своих ритуалах и обрядах.

- Как Вы считаете, Дмитрий Михайлович, что же все-таки привлекает наших сограждан в новые религиозные организации и порой отвращает от традиционных вероисповеданий?

- На это есть ряд причин. Во-первых, на популяризацию религиозных новообразований, особенно зарубежного происхождения, основательно работает прозападная ориентация российских госструктур и общественных организаций, ну и, конечно, наши СМИ, расхваливающие всяческие блага западного образа жизни. Поэтому кто-то уезжает в Америку, Германию или Канаду, а кто не может это сделать и вступает в пришедшие оттуда религиозные организации Свидетелей Иеговы, Церковь Христа или Новоапостольскую церковь с их гибкостью, деловитостью, индивидуальным подходом к своим прихожанам. Ну, а широко растиражированный интерес к экзотике и таинственности Востока зачастую реализуется посредством приобщения, скажем, к обществу сознания Кришны или последователей Веры Бахаи. И, во-вторых, сказывается недостаточная активность традиционных конфессий, в первую очередь Православия, уступивших потенциальных прихожан более динамичным конкурентам и небольшая активность миссионерской работы среди православного духовенства.

И, не менее важный фактор - многие верующие ищут в религиозной общине не только удовлетворения своих религиозных потребностей, а, в не меньшей мере, и неформального общения, внимания к себе, к своим горестям и радостям, чуткости, сердечности и взаимной поддержки, чего так не хватает в наше сложное и неспокойное время. Вместе с тем, прихожане традиционных религиозных общин приходят в храм, сообща молятся, прослушивают проповедь и расходятся по домам, оставаясь наедине со своими проблемами и заботами. В религиозных новообразованиях поступают иначе. Внимательны к каждому пришедшему к ним, особенно к неофитам, проявляют заботу и обеспечивают радость общения с единоверцами, причем, и за пределами молитвенного дома. Поэтому, когда устранятся подобные причины, тогда и традиционные, веками сопутствующие россиянам формы религиозности станут привлекательнее и роднее, чем новоявленные.

- А как складываются отношения органов власти с религиозными организациями?

- В отношениях государства и Церкви, сложившихся к настоящему времени в нашей области, можно выделить три позитивных момента. Во-первых, в соответствии с Конституцией Российской Федерации в области обеспечена полная, беспрепятственная реализация прав граждан на свободу вероисповеданий. Во-вторых, эти отношения строятся строго на правовой базе. А на основе этого достигнута определенная стабилизация религиозной остановки. И в-третьих, при наличии большого числа функционирующих в области разнообразных конфессий мы не располагаем фактами какой-либо опасной для общества межконфессиональной конфронтации и каких-либо серьезных конфликтных ситуаций, связанных с взаимоотношениями органов власти с религиозными организациями, которые строятся на взаимоуважительной и конструктивной основе. Губернатор области и правительство проводят политику невмешательства во внутренние дела конфессий, равноправного отношения со всеми официально зарегистрированными религиозными объединениями. В то же время, принимая во внимание историческое и конфессиональное своеобразие нашего края, властные структуры, общественные и коммерческие организации более активно взаимодействуют с Русской Православной Церковью. Улучшению взаимопонимания с конфессиями способствует деятельность комиссии по вопросам религиозных объединений, созданной при правительстве области, а также выделение в составе администраций муниципальных образований и ЗАТО сотрудников, занимающихся связями с общественными и религиозными организациями.

Но во взаимоотношениях власти и церкви, конечно же, не все безоблачно. Стабильность отношений государственных органов и религиозных объединений во многом зависит от внимания властных структур к конфессиональным нуждам и проблемам. И вот тут есть ряд вопросов, решить которые в одночасье просто не возможно. Видимо, как и во многих других регионах России, имеет место такая немаловажная проблема как выделение земельных участков под строительство культовых зданий и сооружений. В Мурманске не имеют своей мечети мусульмане, в большинстве своем - татары и башкиры, в частных квартирах проводят молитвенные собрания лютеране, католики, иеговисты и бахаисты.

Длительное время не решается вопрос со строительством православного храма Святых Новомученников и Исповедников Российских в Апатитах. Все попытки местного священника протоиерея Василия Данильца провести хотя бы заседание попечительского совета упираются в стойкое нежелание мэра города М. Егорина, кстати, тоже члена этого совета, заниматься данным вопросом. Ни возымели действия на него и обращения представителей областного правительства. Как говорится, воз и ныне там.

В настоящее время, учитывая острую ситуацию с длительным невыделением земельных участков религиозным объединениям, рабочей группой Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Мурманской области подготовлен проект нормативно-правового документа "О порядке оформления строительства культовых объектов в Мурманской области", который регламентирует порядок предоставления религиозным объединениям земельных участков под строительство культовых зданий и оформления имущественных прав на них. Но, в конечном итоге, данный вопрос остается в компетенции муниципальных органов власти и они должны чутко реагировать на конфессиональные пожелания о возведении храмов и обрядовых сооружений.

Необходимо отметить и такой значимый вопрос как предоставление печатных и электронных СМИ для освещения деятельности различных конфессий. Как и во многих других регионах, данный вопрос не раз вставал, особенно в отношении неправославных религиозных объединений, которым крайне сложно пробиться на страницы печати и в теле-радио эфир. Наметилась тенденция к решению данного вопроса: редакция областной газеты "Полярная правда" предложила выделить в качестве тематической целую полосу своего издания под освещение этноконфессиональных вопросов, хотя, как оказалось, появился только маленький "подвал".

Немало проблем и буквально подвешенных и не решаемых вопросов в отношении Трифонов Печенгского мужского монастыря. Духовный форпост России в течение уже 470 лет на ее северных рубежах, монастырь занимает сегодня всего 0,15 га земли и имеет только одно небольшое деревянное помещение церкви Рождества Христова на въезде в Печенгу, где проходят богослужения, живут монахи и принимаются паломники. Расширение монастыря в настоящее время возможно осуществить лишь за счет присоединения к нему соседнего участка земли, испокон веков принадлежавшего обители, а ныне занимаемого военным городком N13 КЭЧ 200-й мотострелковой бригады ЛенВО. На многочисленные просьбы правящего архиерея и наместника монастыря игумена Аристарха о возвращении этой земли монастырю командование гарнизона и округа неизменно отвечают отказом в различных его интерпретациях. Единственное, на что пошло командование гарнизона - отдало в аренду монастырю три комнаты на первом этаже штабного здания КЭЧ, переоборудованных монастырской братией под шесть монашеских келий. Но остроты ситуации это не сняло. Ведь в храме Рождества Христова остаются еще многочисленные жильцы. Это - солдаты срочной службы (которых порой бывает более сорока), укрывающиеся в монастыре от неуставных отношений, притеснений, психологических проблем. И всех надо приютить, накормить. В то время как их командиры и начальники, спихнув с себя подобный проблемный груз, не оказывают обители поддержки ни средствами, ни продуктами, и уже в течение двух лет соблюдают неофициальный устный договор с наместником, давая добро на приют своих воинов и подобную "альтернативную службу". По свидетельству отца Аристарха, ребята, доведенные порой до отчаяния и попыток суицида, в обители отходят душой и сердцем, проникаются духом Православия, доброжелательности и трудолюбия. Но сама проблема не снимается, а загоняется глубже внутрь гарнизонного солдатского бытия.

Весной 2000 года был создан официальный Интернет-сайт монастыря (www.trifon.ru), который стал единственным источником разнообразной информации не только о жизни обители, но и в целом о многочисленных делах и проектах Епархии, и снискал большую известность в нашей стране и за рубежом. Своеобразный православный Интернет-центр располагается на монастырском подворье (в котором находится храм, подсобные и жилые помещения и осуществляется монастырская представительская функция), открытом около трех лет назад в областном центре в старом одноэтажном бараке на ул. Траловая, 22. Здесь же находятся небольшая церковь иконы Божией Матери "Живоносный Источник", книжная лавка, библиотека, а также лучшая в городе воскресная школа. Здание буквально дышит на ладан и, практически, реконструкции не подлежит. Поэтому игумен Аристарх неоднократно обращался в администрацию Мурманска с просьбами выделить земельный участок под новый комплекс монастырского подворья, где он готов силами монастыря и на средства жертвователей возвести и органично вписать в облик столицы Заполярья целый ансамбль деревянного зодчества с обширной уникальной библиотекой, храмом с баптистерием (специальным бассейном для проведения полного православного таинства крещения), гостиницей для паломников. То есть, своеобразным духовным и культурным центром края. Но и в этом, весьма значимом для города и региона вопросе, положительных подвижек пока очень мало.

И последняя, но не менее перспективная и также трудно рождающаяся задумка энергичного подвижника игумена Аристарха. К обители приписана церковь во имя первых русских святых благоверных князей Бориса и Глеба. Поставил ее еще 1565 году на берегу пограничной реки Паз сам преподобный Трифон, просветитель лопарей - коренного населения Кольского Севера. И эта постройка бережно хранилась российскими властями и местными монахами вплоть до начала XX века. Но из-за малых размеров ее и сильной обветшалости рядом с ней в 1874 году был построен новый храм Бориса и Глеба и открыт Пазрецкий лопарский приход. В храме побывали знаменитые полярные исследователи Р. Амундсен и Ф. Нансен, Великие русские князья и члены королевских семей Дании, Швеции и Норвегии. И в наше время многие люди очень хотели бы посетить исторические и живописные места у одного из архитектурных и духовных памятников Российского Севера - храма Бориса и Глеба.

В 1989 году мурманским облисполкомом было принято решение о создании музейно-туристического комплекса и открытии туристического маршрута для иностранных туристов вблизи Борисоглебского храма. Комплекс предполагался состоящим из 10 домиков, стилизованных под поморские деревянные избы, но современно технически оснащенных, главного здания, в котором разместились бы ресторан на 140 мест, магазины с изделиями художественных промыслов,конференц-зал с экспозициями, отражающими этнографию, историю Православия. Были тщательно отработаны все экономические расчеты и определены источники финансирования проекта, в котором равными долями принимали участие российская и норвежская стороны. По ряду экономических и политических причин проект, названный "Поморская деревня - Борис и Глеб" за эти годы так и не был воплощен в жизнь, хотя попытки сдвинуть его проводились неоднократно. Игумен Аристарх понял всю значимость этого проекта для обители и региона. Он возобновил переписку с вышестоящими светскими инстанциями, направил весь блок документов с описанием проекта в МИД РФ. И наряду с этим самое пристальное внимание на многообещающий проект стали обращать различные частные компании ("Огни Мурманска" и др.), ставящие своей приоритетной целью собственное обогащение, а не интересы региона. В то же время любое привлечение коммерческих структур вне Церкви к праву владения собственностью и землей в рамках проектируемого комплекса не исключает различных нравственных и финансовых злоупотреблений и, в конечном итоге, может привести к справедливым протестам и требованиям самой Церкви избавить святые места вокруг храма Бориса и Глеба от всяческой хозяйственной деятельности. К сожалению, заметного внимания к этому проекту муниципальные и областные органы власти и управления не проявляют. Одному же монаху, хотя и в должности наместника монастыря, такие проблемы и проекты едва ли возможно сдвинуть...

Конечно, в объеме одной статьи обо всех вопросах и проблемах, касающихся многоплановой жизни религиозных объединений нашей области, рассказать довольно сложно, но мы надеемся, что наш разговор с Дмитрием Шевчуком продолжится в обозримом будущем.

Беседу вел Андрей КОНЮШАНЕЦ